Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками
Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками
Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками

 Репортажи о событиях парусной жизни

Картплоттер на Онего. Первый опыт использования


shade
shade
shade
М.П.Новоселова, Д.Ю.Мостовой

Полный текст статьи читайте в журнале "Капитан-клуб" 1/2005

О картплоттере для нашего четвертьтонника проекта Рикошет 780 «Призрак» №331 мы стали задумываться еще в прошлом году. Опыт участия в озерных гонках на Онеге показывал, что точное знание своего места, а значит непрерывная прокладка на карте (даже при наличии на борту GPS приемника Garmin II+), абсолютно необходимы для успеха в гонке, особенно ночью. Для принятия правильных решений точное положение на карте, а главное, прорисованный маршрут движения, играют очень важную роль. Это значит, что один человек из небольшого экипажа все время занимается прокладкой. Останавливало нас только то, что мы не были абсолютно уверены, что картплоттер действительно решит эту проблему, а покупать прибор стоимостью более полутора тысяч долларов, чтобы только попробовать, мы не решались.

Не решились и к этой Онеге 2004. Но неожиданно за неделю до отъезда на Регату фирма Навиком вышла на нас с предложением опробовать новый картплоттер Interphase Chart Master 169CS в гоночных условиях. Мы с радостью согласились.

Расположение на яхте.

Первое, с чем мы столкнулись, получив новенький прибор, это вопрос, где его разместить? Cпецифика небольших яхт требует такого расположения прибора, чтобы рулевой мог видеть его с любого борта. А возможных мест размещения не так уж и много. Возможно крепление прямо у входного люка, но тогда прибор не защищен от брызг, и есть опасность задеть его при входе в каюту или смене парусов. Можно врезать прибор в рубку (он позволяет такую установку), но тогда он ничем не защищен от внешних повреждений. В нашем случае мы решили установить прибор на штурманском столе, внутри каюты. За исключением того, что приходилось постоянно прыгать внутрь, чтобы уменьшить/увеличить яркость, и что экран был виден только с одного борта, если сидеть на палубе, все остальное оказалось очень хорошо.

Потребление энергии.

Вторая проблема, которой мы боялись - хватит ли нам наших двух яхтенных аккумуляторов по 60 ач, чтобы питать ходовые огни, рацию, лаг, эхолот, GPS, а теперь еще и картплоттер, непрерывно в течение достаточно длительного времени. После двух гонок по программе был заход в Петрозаводск, где можно было зарядить аккумуляторы. Чтобы обезопасить себя, по-началу мы включали яркость на приборе только чтобы посмотреть экран, а потом ставили ее на минимум. Первые две гонки мы прошли на одном аккумуляторе и в дальнейшем перестали уменьшать яркость. Аккумуляторов вполне хватает.

Предварительная прокладка.

Очень удобен режим предварительной прокладки. Ставишь точки знаков на карте, объединяешь их в маршрут. Потом добавляешь точки для обхода препятствий, если прокладка прошла через землю. И все! Если по ходу гонки необходимо изменить решение (например, обойти остров с другой стороны), соответствующая точка легко сдвигается и тут же виден новый связанный маршрут. Наглядно, просто и очень быстро. На всякий случай мы делали прокладку и на бумажных картах тоже, т.к. крупномасштабные карты на плоттере сначала оставили легкий оттенок недоверия в смысле правильного расположения глубин, вех и пр. А так как опыт использования прибора - первый, то не хотелось рисковать. Но в последствии оказалось, что беспокойство наше напрасно. Прибор давал достаточную точность для обхода опасностей. А экономия времени на прокладку оказалась весьма существенной.

Использование в гонке.

В спокойных погодных условиях, когда нет необходимости суровой откренки яхты, когда не заливает внутрь, нет дождя, т.е. в такую погоду, которая выдалась на Онеге в этом году, не было никаких проблем с использованием прибора. Можно было работать, сидя внутри за штурманским столом, в комфортной обстановке. Большой экран, четкая картинка, приятные цвета - все это только радовало. В последней штормовой гонке мы следили за прокладкой через входной люк, не спускаясь в каюту, и этого вполне хватало на длинном прямом отрезке дистанции.
На экране по следу яхты можно однозначно определить заходы ветра, угол лавировки и другие полезные вещи.
Не очень понятным осталось, как нужно использовать режим записи маршрутных точек. Меню позволяло выбрать запись с интервалом, самое большее, в одну минуту. Это означало, что на целую гонку памяти прибора не хватало. Записывались только последние примерно 10 часов гонки, и посмотреть после финиша полный путь яхты было уже нельзя. Это несколько расстроило, т.к. мы очень надеялись после финиша изучить какой-то особый участок лавировки вскоре после старта, на который смотреть в гонке времени не было. Так он и пропал бесследно.
С другой стороны, при движении по узкостям и районам с большим количеством опасностей запись точек раз в минуту - даже слишком редко. За минуту на хорошей скорости яхта проходит довольно значительное расстояние, и хотелось бы, чтобы положение на экране обновлялось чаще.
Наибольшую отдачу от прибора мы получили на лавировке вдоль берега, среди островов, мелей и мысов, т.е. там, где без плоттера мы вынуждены были бы вести чуть ли не ежеминутную прокладку. Гоночная обстановка требовала идти как можно ближе к берегу, где ветер был заметно сильнее чем в море, но один взгляд на карту этого района вызывал обоснованное беспокойство. С новым прибором мы пошли в берег без всяких сомнений и выиграли несколько миль у лодок, которые на это не решились. Специальный человек глядел в прибор и говорил, когда делать поворот, чтобы пройти между банками. Рулевой же занимался только скоростью и ничем больше. Так гоняться - одно удовольствие. Еще один московский Рикошет (видимо, не имеющий картплоттера) попытался присоединиться к нам возле берега и, немедленно найдя килем отметку 0,5 метра, был вынужден уйти в море. Очень важным следствием наличия прибора оказалось то, что мы стали больше отдыхать. Фактически он заменил человека, выполняющего обязанности штурмана, а значит ночью каждый мог больше спать.

Какие же выводы мы сделали для себя, попровав гоняться с картплоттером на борту? Наличие даже самой дорогой аппаратуры не гарантирует успеха в гонках. Как и десять лет назад, когда простые GPS-приемники были экзотикой, побеждают наиболее подготовленные, опытные экипажи. Но с другой стороны в целом ряде гоночных ситуаций картплоттер давал реальное преимущество перед соперниками. Кроме того, возможность членам экипажа больше отдыхать является немаловажным фактором успеха в гонках.

>> Все записи Журнала   |  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Twitter_icon Instagram Концепция дизайна Маша Новоселова.  © 2002-2017 Prizrak331.ru
При использовании материалов активная ссылка на Prizrak331.ru обязательна
Вахтенный журнал яхты Призрак 331. О: яхта, яхты, яхта фото, парус, Кубок Федерации, парусный спорт, лодки, парусная яхта, парусные яхты, катера и яхты, яхт клуб, яхтклуб, построить лодку своими руками