|
Встречи с известными людьми российского яхтинга
Новинки навигации и связи 2008
В.А.Евстратов
- Здравствуйте, Валерий Александрович! Рады опять видеть Вас в гостях у нашего сайта.
Сейчас зима, время, когда яхтсмены-крейсеристы заказывают новые паруса и новое оборудование для следующего сезона.
Что нового появилось из навигационного оборудования для яхт? На что бы Вы порекомендовали обратить внимание?
- С Новым Годом! Спасибо за приглашение - очень приятно вновь встретиться со старыми и, надеюсь,
новыми знакомыми на сайте дружественного экипажа и постараться ответить на интересующие многих вопросы.
После моего первого интервью,
если не ошибаюсь в 2004 году, в составе яхтенного навигационного
оборудования произошли большие изменения, как по составу, так и по функциональности аппаратуры.
Давайте познакомимся с ними в основных группах приборов, наиболее интересных для посетителей данного сайта.
Инструменты (лаги, эхолоты, румбоанемометры и пр. приборы)
Данная группа приборов является наиболее консервативной по отношению к изменениям.
Наряду с созданием новых приборов, производители многие годы и даже десятилетия сохраняют старые, хорошо
зарекомендовавшие себя системы. Так, Raymarine, выпустивший на рынок уже третье поколение инструментов -
систему ST-70, продолжает производить известные еще лет пятнадцать назад под маркой Autohelm ставшие
классикой популярные серии приборов ST-40 и ST-60.
Японская компания Furuno, впервые вышедшая на рынок яхтенных приборов с обладающей высокими
функциональными возможностями централизованной системой инструментов FI-30 (такая система впервые в России
была установлена на яхте Чемпиона России Игоря Зарецкого и получила от него очень хороший отзыв). Однако,
столкнувшись с низким спросом из-за высокой стоимости, сложностью работы с ней и некоторыми особенностями,
характерными для централизованных систем, представила упрощенную децентрализованную систему FI-50.
В ближайшее время надеюсь получить для изучения комплект данного оборудования и, надеюсь, найдется желающий
установить его на своей яхте - может, и ему она поможет достичь успеха в гонках.
Практически все современные инструменты являются системами (за исключением приборов фирмы NASA)
и способны интегрироваться с картплоттерами, приемниками GPS, радарами, автопилотами.
Приемники GPS
Несмотря на усиленное развертывание национальной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, перспектив
использования ее на малых судах в обозримом будущем не ожидается - отечественные приборы, ориентированные
на использования на военном флоте и коммерческих судах, громоздки и стоят дороже зарубежных аналогов.
Поэтому, к сожалению, пока следует рассчитывать только на GPS.
Наибольшие изменения в номенклатуре приборов и их функциональности происходят на рынке приемников
спутниковой навигации и картплоттеров. Наиболее заметно это в продукции компании Garmin, ныне определяющей
тенденции развития всей гаммы приемников GPS и других производителей.
Одним из наиболее показательных изменений - прекращение выпуска стационарных приемников GPS.
Так, из продукции Garmin исчезли популярные стационарные приемники GPS-126 и128, а затем и GPS-152 -
их вытеснили подешевевшие картплоттеры. Сняты с производства любимые яхтсменами носимые GPS-12, 40, II+ -
на их место пришло новое поколение навигаторов GPS-60, 72, 76 - да и они на грани вымирания, т.к. на
их базе создаются картплоттеры (даже на базе самого маленького приемника e-Trex!).
Что касается картплоттеров, то здесь основной тенденцией развития является расширения выполняемых
функций и интеграция с другими приборами, в первую очередь, с эхолотами, радарами и радиостанциями. Если первые
приборы были, практически, приемниками GPS с картой на экране, то современные способны отображать карты
в перспективной проекции, давать трехмерное отображение, накладывать на карту радиолокационное отображение
и данные аэрофотосъемки, формировать сообщения о бедствии для радиостанций, работать в режиме АИС
(автоматической идентификации судов).
Каким бы не был совершенным картплоттер, но возможность его применения в России определяет
используемая в нем картография. Единственной электронной картографической системой, имеющей в своей коллекции
карты основных внутренних водных путей и прилегающих к границам России морей, обладает компания С-Мар.
Эту систему используют относительно недорогие и популярные среди яхтсменов картплоттеры ChartMaster
американской компании Interphase, близкие по своим характеристикам и несколько превосходящие по своим
возможностям недавно появившиеся на рынке приборы японской фирмы Standard Horizon, картплоттеры
австралийской компании Navman, Furuno и ряд других.
К сожалению, используемые в картплоттерах Garmin и Raymarine картографические системы
не имеют карт на внутренние водные пути России, что ограничивает их применение внутри страны. Правда,
в настоящее время в компании НАВИКОМ идет работа над
созданием карт для нового поколения картплоттеров Garmin, а дилер Raymarine в России клятвенно
обещает, что в ближайшее время компания Navionics обеспечит его приборы картами российских ВВП.
Для установки на яхты могу порекомендовать картплоттеры Interphase - ChartMaster v6
с 6-дюймовым дисплеем и ChartMaster 169CS с 7 - дюймовым дисплеем. Эти приборы давно продаются и используются
на яхтах, многократно протестированы мной и некоторыми яхтсменами и
не вызывают нареканий. Также рекомендую картплоттеры Standard Horizon с размерами экранов 5, 7 и 12 дюймов.
Находящиеся в одной ценовой группе с ChartMaster, созданные на одном заводе и на одной платформе, они богаче
по объему выполняемых функций, в частности, при сопряжении с морской радиостанцией могут работать в качестве
модема для передачи и приема цифровых сообщений о бедствии и вызовов, а также в режиме приема идентификационных
сообщений от судов с отображением их координат на экране картплоттера. Кстати, в линейке Standard Horizon
имеется интересная модель CPV-350 - морская радиостанция и картплоттер в одном корпусе. Очень удобно для
морских яхт - экономия места и денег.
- А теперь вопрос о радиосвязи. Сегодня трудно себе представить крейсерскую яхту без связи.
Какие новинки появились в этом году?
- В технике морской радиосвязи существенных изменений нет. Рынок морских радиостанций для
малых судов в России поделен среди двух японских производителей - Icom и Standard Horizon, продукция
которых изготавливается по единым стандартам, на одной элементной базе и практически ничем не отличается
(за исключением уже упомянутой радиостанции CPV-350) и обладают очень высокой надежностью. Так что можно
смело брать любую радиостанцию - не ошибетесь. Только при этом не забудьте приобрести и специальную судовую
антенну - с кустарной или какой-либо другой радиостанция работать не будет либо будет работать плохо.
С 2004 года положение с речными радиостанциями существенно изменилось. Если в те годы реально
существовали только стационарные и носимые "Граниты" и "Моторолы", то в настоящее время рынок предлагает
большой выбор моделей радиостанций различных производителей. Прекратилось производство заслуженных
ветеранов "Гранит Р-44" "Гранит Р-24", а вместо них в продажу поступили новые - носимый "Гранит 2Р-44"
и стационарный "Гранит 2Р-24" в моноблочном исполнении. Носимый "Гранит", как и его предшественник,
будет обеспечен опциями, позволяющими использовать его в качестве стационарной радиостанции.
Горячо любимая владельцами моторных яхт Motorola GM-350 снята с производства, на ее место
пришла Motorola GM-360 под названием "Ермак СР-360", а носимая GP-340 осталась в продаже.
В последние годы осуществился прорыв на рынок речной связи корейских фирм - производителей
морского оборудования. Фирма Saracom поставляет носимую радиостанцию TW-80, созданную на базе морской и отличающуюся,
по сравнению с другими, повышенной водостойкостью, и стационарную BS-80. Фирма Samyung поставляет
стационарную радиостанцию SUR-350, созданную на базе морской ГМССБ радиостанции. Все эти радиостанции удобны в
работы, имеют высокую надежность и пользуются, несмотря на не малую цену, высоким спросом.
Из новинок среди носимых радиостанций можно отметить японскую радиостанцию VX-417 производства
фирмы Vertex Standard и Vega VG-304 российской сборки.
По новым "Гранитам" у меня пока нет статистики по отказам, потому что они только что пошли в продажу,
но, помня о надежности и неприхотливости предшественника, можно надеяться, что и новый будет не хуже.
Ценовой диапазон речных радиостанций составляет 9000 - 17364 руб для носимых, и 16452 - 21844 руб
для стационарных (без антенн, кабелей и разъемов). Еще раз напоминаю, что для стационарных радиостанций,
особенно для работающих в дециметровом диапазоне речных, нужна хорошая специальная антенна.
- Сейчас многие московские крейсерские яхты участвуют в соревнованиях на море.
Для них необходимо иметь как речные станции для внутренних вод, так и станции морского диапазона.
Удовольствие это не из дешевых. Какое оптимальное решение Вы бы порекомендовали?
- К сожалению, единой радиостанции, охватывающее морской и речной диапазон, в природе не существует,
поэтому приходится выбирать для себя оптимальный вариант. Для тех, кто базируется на море, предпочтительно
иметь стационарную морскую радиостанцию и носимую речную. Для базирующихся на реке и эпизодически появляющихся
на море - стационарную речную и носимую морскую. Кстати, в стационарном варианте можно использовать и
носимую радиостанцию - для этого нужна наружная антенна с кабелем и, желательно, гарнитуру
(микрофон/громкоговоритель) и адаптер для питания от бортсети. Такой вариант я собрал на базе
"Гранит-Р44" на Онежской регате и впоследствии много лет успешно работал с ним. Для надежной связи,
особенно при шлюзовании, антенну лучше устанавливать на мачту.
Если при наличии двух радиостанций мест для двух антенн на яхте нет, можно, взяв антенны
с одинаковым креплением, менять их по мере необходимости, не забывая перебрасывать при этом антенной кабель
к другой радиостанции.
- Радиосвязь широко используется и организаторами соревнований как для связи между судейскими судами,
так и для связи между судьями и участниками. Что бы Вы порекомендовалия для использования судейскими коллегиями?
- Сейчас уже все привыкли к радиосвязи на регате (это относится только к Онежской регате,
об использовании радиосвязи на других гонках у меня нет сведений). Пора увлечения новой игрушкой в первые годы,
когда много разговаривали в эфире, оценивали дальность связи, прошла и сейчас радиостанции используются сугубо
по своему основному назначению - для получения гоночной информации, прогнозов, передачи сообщений об авариях,
поломках, для оказания помощи. Единственной рекомендацией судейским коллегиям и гонщикам - шире использовать
возможности радиосвязи, но не требовать от нее невозможного, выполнять требования инструкции.
- Многие яхтсмены знакомились с современной яхтенной радиоэлектроникой по Вашим статьям в журналах
"Капитан-клуб" и "Катера и яхты". Существуют ли какие-либо обобщающие всю эту тематику публикации?
- Не только по моим - в последние годы на страницах "Капитан-клуба" регулярно публикуются
по той же тематике интересные и очень обстоятельные статьи Александра Самойлова. Не ограниченный,
как я, корпоративными рамками, он может позволить себе более широкий охват взятой темы.
Что касается литературы, то в 2004 году вышла книга
"Практические советы будущим капитанам
катеров и лодок", в которой впервые в подобной литературе был написанный мною большой раздел под названием
"Радиоэлектронные средства малых судов". В данном разделе содержались сведения обо всех существующих на тот
день средствах связи и навигации и особенности работы с ними. Книга вышла тиражом 10000 экземпляров и не
переиздавалась, сейчас это библиографическая редкость.
В 2005 году вышел из печати справочник
"Все о GPS-навигаторах"
четырех питерских авторов, в котором было представлено все многообразие современной аппаратуры
спутниковой навигации и способы ее использования.
В 2005 году по заказу издательства "Рыбацкая Академия" я написал книгу по названием
"Эхолоты и GPS-навигаторы. Радиоэлектроника для рыболова"
, которая поступила в продажу в начале 2007 года.
Естественно, что большую часть книги пришлось посвятить указанным в названии приборам, но, учитывая, что
современные рыбаки ходят не только на надувнушках, но и на больших моторных катерах, в книгу были включены
сведения о радарах, картплоттерах и средствах связи.
В этом году переданы в два издательства материалы для трех книг - рекомендованного ГИМС
учебника для судоводителей прогулочного флота с разделом, посвященным судовой радиоэлектронике; сборник
статей из журнала "Прогулочный флот" и моей книги под названием "Радиоэлектроника прогулочных судов".
В книге будут представлены сведения о современных средствах связи, навигации и обеспечения безопасности
прогулочных судов, даны рекомендации по работе с ними. Надеюсь, к началу навигации все они появятся в продаже.
- И, наконец, вопрос о Ваших личных планах в наступающем сезоне. Наверное, как всегда участие в судействе
Онежской регаты? Что еще?
- На Онежскую регату с удовольствием приеду, если пригласят.
В заключении хочу сказать следующее. Выбор аппаратуры сейчас огромный, и не всегда капитан,
знающий о ней понаслышке, может сделать правильный выбор. Поэтому, если есть необходимость в приобретении
какой-либо аппаратуры или сомнения в ее выборе, прошу обращаться ко мне. Нашей аппаратурой оснащено
большинство Чемпионов России по крейсерским гонкам, поможем и Вам.
Мой E-mail: eva@navicom.ru
- Спасибо Вам большое, Валерий Алекcандрович! Надеемся еще не раз видеть Вас в гостях у нашего сайта.
2 февраля 2008 г.
>>Новинки навигации и связи 2009
>> Все записи Журнала |
|
|