|
Встречи с известными людьми российского яхтинга
Система обмера яхт ORC Club
|
Василий Алексеев
Сегодня у нас в гостях известный гонщик, Мастер Спорта, Яхтенный капитан, Чемпион России,
меритель крейсерско-гоночных яхт, капитан яхты "Квартет" Василий Алексеев.
Наряду с активным участием в парусных регатах Василий известен как один из лучших мерителей
России. Он по праву признанный эксперт в области систем обмера и гандикапа
в крейсерских парусных гонках. Василий является сертифицированным мерителем в системе обмера IOR,
одним из авторов получившей широкое распространение национальной системы обмера крейсерских яхт
RS 2000.
Недавно Василий стал сертифицированным мерителем в самой распространенной
на сегодня в мире системе обмера ORC Club.
Международная система обмера ORC Club только начинает свой путь в России и мы
попросили Василия рассказать о том, что это такое, каковы особенности и требования системы.
|
|
|
|
|
|
|
- В ноябре прошлого года Россия была принята в состав Совета по морским гонкам
(ORC). Двумя месяцами раньше во Владивостоке прошел первый
Чемпионат России среди крейсерских яхт по системе ORC. Санкт-Петербургский парусный союз принял решение
перейти на своих соревнованиях на систему обмера ORC. Можно ожидать, что ORC уже в этом году станет самой
распространенной системой обмера в России. Тем не менее, она до сих пор остается почти неизвестной большинству
яхтсменов.
- Так что же это за зверь такой - сиcтема обмера ORC?
- Оказывается, это не что иное, как хорошо знакомая многим, если не по сути,
то по названию, система IMS, только сменившая шкуру. Расскажем вкратце, как это произошло.
Возможно, многие знают, что IMS - первая из систем обмера/гандикапа, где гоночный балл
получается в результате расчета теоретический скорости на основе математической модели движения яхты.
Ее появление стал возможным после широкого распространения компьютеров, на базе систематических серий
моделей яхт (серии моделей, в которых параметры формы корпуса меняются систематически, в результате
чего можно получить зависимость сопротивления от этих параметров). Система IMS требует подробного описания
формы корпуса, что делало процедуру обмера очень трудоемкой и дорогой, и сдерживал распространение системы IMS.
Поэтому в 2000 г. Совет по морским гонкам объявил о создании новой, упрощенной системы обмера,
рассчитанной на любительский уровень - ORC Club. Эта система использует ту же программу расчета
теоретической скорости, что и IMS, но допускает упрощенную процедуру обмера. При этом отсутствующие данные
заменяются по умолчанию с ошибкой в безопасную сторону (в сторону ухудшения гоночного балла). Допускается
частичный самообмер: владелец может самостоятельно заполнить форму обмера для получения мерительного
свидетельства. При этом мерительные свидетельства ORC Club и IMS совместимы, т.е. яхты с обоими типами
мерительных свидетельств могут соревноваться в одной зачетной группе.
В 2007-2008 г.г. правила ORC/MS были еще раз переписаны для большей понятности, а система
IMS получила новое название - ORC International. Сейчас эти правила состоят из двух книг. Первая -
ORC Rating Rules - содержит принципы определения основных расчетных параметров, ограничения,
накладываемые правилами, принципы расчета гандикапа, формы мерительных свидетельств.
Вторая - International Measurement System - описывает правила и процедуры обмера, и требования к
оборудованию яхт для различных дивизионов (гоночного и крейсерско-гоночного).
- Каковы особенности системы обмера ORC по сравнению с другими известными у нас системами обмера?
- Правила ORC предназначены для однокорпусных яхт с одним килем в диаметральной плоскости.
В остальном ограничений немного. Яхты могут иметь шверты и дроп-кили, один или 2 руля, качающиеся кили и
балластные цистерны, и даже убирающиеся подводные крылья. Парусное вооружение может быть одномачтовым и
двухмачтовым, но только с косыми парусами.
Корпус: Первое и основное - необходимость полного обмера корпуса. Для расчета гандикапа файл
с описанием поверхности корпуса необходим всегда. ORC Int требует, чтобы эти данные обязательно были
получены машинным обмером реального корпуса. ORC Club допускает получение информации любым путем -
ручным обмером, по теоретическому чертежу, и даже по прототипу. Однако злоупотреблять этой возможностью
не следует. Система весьма чувствительна к ошибкам в форме корпуса: даже при одинаковых главных
размерениях и водоизмещении ошибка в гандикапе может достигать 20-30%. В связи с этим Технический
Комитет РМГА принял решение для яхт, для которых нет стандартного корпуса, обмеренного по правилам
IMS, обязательно требовать дополнительно к замеру высот борта взвешивание.
Обмер на плаву по правилам ORC практически не отличается от обмера по IOR и RS 2000. Тем более
что с этого года ТК ВФПС ввел единое обмерное состояние для всех признанных в России систем обмера крейсерских
яхт. Согласно этим требованиям, яхта должна быть укомплектована для гонки (за исключением парусов и
спасательного плота), но на ней не должно быть никаких запасов и зап. частей. В наибольшей степени это
затрагивает правила IOR, которые допускали заполнение цистерн и очень невнятно описывали снабжение и
переносное оборудование, которое может быть на яхте в обмерном состоянии.
Надо обратить внимание, что, в отличие от IOR, в системе ORC результаты кренования
непосредственно учитываются в расчете гоночного балла. Хотя чувствительность теоретической скорости
к остойчивости в системе ORC меньше, чем в RS 2000, тем не менее необходимо контролировать точность
кренования во время опыта.
Обмер парусов: Правила ORC допускают "четырехугольные" грота и стакселя, а также геннакеры
со средней шириной AMG меньше 75% длины нижней шкоторины. Если стаксель имеет "выпуклые" шкаторины
(средняя ширина больше половины длины нижней шкаторины, и т.д.), то парус обмеряется по
5-ти поперечным сечениям, как грот. Геннакер со средней шириной от 55% до 75% от длины нижней шкаторины
разрешен и называется "Code0".
Предусматривается взвешивание грота. Парус взвешивается без лат, но со всеми детаями,
которые постоянно закреплены не нем (напр., ползунами).
Еще одно новшество - отказ от "виртуального" паруса. Во всех прежних правилах в расчет
площади парусности входят наибольшие размеры из измеренных на всех однотипных парусах яхты. Реально
на яхте может не быть ни одного паруса с такими размерами. В ORC площадь парусов рассчитывается по
их фактическим размерам. Площадь паруса не должна превышать величины, указанной в мерительном свидетельстве,
а размеры (линейные) могут быть различны. Это новшество потребовало введения еще одной страницы в
мерительное свидетельство - inventory list, перечень обмеренных парусов. В перечне, помимо маркировки
и размеров парусов, указывается также материал, из которого парус изготовлен.
Обмер рангоута: Правила ORC учитывают поперечные размеры сечения мачты, а также ее вес
и положение центра тяжести.
Установка винта обмеряется так же, как в IOR, с одним различием: есть ряд стандартных
установок (выпускаемых крупными производителями), размеры которых "зашиты" в программу заранее и
обмер которых не требуется; достаточно указать производителя и модель.
Прочее: Кроме того, о чем сказано выше, есть довольно много параметров, влияние
которых учитывается качественно. Это - материал корпуса, рангоута и парусов, вес и расположение
тяжелого оборудования. Отдельный раздел, доставляющий много хлопот мерителям - правила оборудования яхт,
по которым яхта может быть отнесена к тому или другому дивизиону по обитаемости - свободному,
гоночному или крейсерско-гоночному.
- Как можно получить мерительное свидетельство ORC в России?
- Получение мерительного свидетельства: Представителем России в ORC является
Русская Морская Гоночная Ассоциация со штаб-квартирой в Таганроге и рейтинг-офисом в Санкт-Петербурге.
Регламент получения мерительного свидетельства опубликован на
сайте РМГА.
Для получения мерительного свидетельства ORC Club владелец должен самостоятельно или с помощью
мерителя заполнить форму протокола обмера, оплатить регистрационный взнос и переслать форму обмера в
рейтинг-офис. Для получения свидетельства ORC International обмер обязательно должен проводить
официальный меритель. Рейтинг-офис после проверки данных и расчета мерительного свидетельства высылает
его электронной почтой обратно заявителю.
- Василий, огромное спасибо за ответы! Система ORC Club будет все шире распростронятся в России и
информация о системе очень и очень полезна для капитанов яхт.
28 марта 2008 г.
|
|
|
Свое мнение о публикации Вы можете оставить в Гостевой книге.
Мы передадим Василию все ваши записи.
>> Регламент выдачи мерительных свидетельств ORC Club
>> Системы обмера и гандикапа парусных яхт. Обзор.
>> Взгляд мерителя и гонщика. На вопросы отвечает Василий Алексеев.
>> Все записи Журнала |
|
|