- Андрей, как все произошло? Что вы почувствовали в первый момент? Какова была ваша реакция?
- Произошло все очень быстро в конечной фазе. Предупреждения "Фантома" начались примерно минуты за
полторы до проишествия (под моментом проишествия будем далее понимать начало десантирования фальшкиля на дно
Балтийского моря). Сначала раздавались жесткие щелчки. Секунд 40-50 пытались определить источник неприятных
звуков. (Говорят, Владимир Лукин описывал такие же звуки, непосредственно перед потерей киля "Экватором".
Жалко, в тот момент я не владел этой информацией.) Далее звуки прекратились, но лодка существенно потеряла ход
с 6,5 узлов по лагу до 4,5. Я решил, что поймали травку. Мучился выбором останавливаться ли для удаления
растительности или нет. В это время один из матросов решил, что у него "черепицею шурша крыша едет не спеша":
плавник киля сначало исчез - затем появился снова. Далее без звуков лодка стала быстро набирать крен и коснулась
топом мачты воды. У меня в этот момент возникло чувство сильнейшей досады - шли-то очень неплохо!
А купание - не в первый раз и не в последний. Хозяин лодки, Александр Лошкарев, нырнул внутрь лодки за
гермомешком с документами. Быстро он это проделал - секунды за 2-3. Остальные члены экипажа были весьма
удивлены разворачивающимися событиями.
- Как повел себя экипаж?
- Самое трудное в первый момент было пересчитать численный состав тех, кто на поверхности.
Через 3-5 секунд сработали жилеты-автоматы. Штука наверное полезная, но у Александра Лошкарева,
оказавшегося под корпусом, были проблемы с преодолением лееров перевернутой лодки. Под кокпитом воздуха
не было. Отличные физические показатели позволили ему поднырнуть под леера, но под водой погрузиться
на пол-метра в надутом спасжилете очень проблематично.
- Вот, вы оказались в воде. Хорошо что в спасжилетах. Что вы делали? Зачем? И чего вам в этот момент не хватало?
- Сначала сделали 2 попытки взобраться на днище лодки. Попытки были успешными,
но удержаться на полированном днище было невозможно. Качало сильно. Необходимо было поперек днища
натянуть что-то (например брасы) и понавязать ездовые или фламандские петли. Очень захотелось рации и
ракет (ракет побольше!). У всех членов экипажа были новые жилеты. Мой спасжилет был старым и почти
не держал. Решил нырнуть в лодку и достать ракеты. Более неправильной идеи мне в голову не приходило.
Вынырнув внутри перевернутой лодки, сразу получил запасным румпелем по затылку. Крышки от банок плавают,
пакетики всякие плавают, темно и непредсказуемые колебания корпуса. Что-либо конкретное найти нереально.
Подгоняла мысль, а плавает ли корпус?! Единственная польза от вояжа - заново выпихнул под кокпит герму
с документами. Когда занырнул под кокпит - был быстро опутан фалами, оттяжками и пр. Пожалел что
нож только на румпеле, т.е. недосягаем. Спасло только то, что по дну кокпита бегали тоненькие пузырьки
воздуха, которые давали возможность хоть как-то дышать. Все дно кокпита расцеловал. Когда вынырнул
на поверхность, о Чудо!, на нас идет "Скиф", т.е. не надо заморачиаться с веревочками поперек днища.
- Сколько времени вы провели в воде?
- До подхода "Скифа" минут 15-20 и минут 15 после этого 3 лодки - "Скиф", "Телори", "Звезда"
подбирали людей.
- 3 лодки подбирали людей из воды 15 минут?! Почему так долго?
- Люди вцепились в лодку и психологически оторваться от корпуса и проплыть даже метр было тяжело.
Бросательные концы падали в метре от людей, но экипаж, боясь отпустить корпус, не мог до них дотянуться.
Все изменилось, когда удалось отцепить первого матроса от корпуса и он отплыл метров на 5. После этого всех
подняли секунд за 30.
- Как ты оцениваешь, что было сделано правильно в такой ситуации?
- Правильно для той ситуации - убедиться, что все живы. Далее по обстоятельствам.
- А какие были ошибки, которые вы бы не совершили, будь обстановка спокойнее и было бы время подумать?
- Не полез бы в лодку в одежде, без ножа, без фонаря, без маски.
- Андрей, ты много гоняешься на разных лодках и накопил огромный опыт хождения по морю. Что бы ты
рекомендовал как обязательные меры по обеспечению безопасности экипажа в море?
- Разряжу автоматы самосрабатывания на новых жилетах. Автоматическое надутие жилета
смертельно опасно, если человек оказался под лодкой. Срабатывание жилета должно быть контролируемо.
Надену на каждого члена экипажа нож-керамбит (маленкий стропорез), чтобы была возможность быстро освободиться
от опутывающих веревок.
Уже завел запасную мобильную морскую рацию, которая в море всегда при себе, как и ручная GPS.
Теперь в обязательное аварийное снабжение включены очки для бассейна, водонепроницаемый налобный фанарь
"Циклоп IPX7".
Положенную пиротехнику, вместе с вышеизложенным и документами кладу в герму и
прицепляю на корме в районе НИЖНЕГО леера.
- Спасибо, Андрей! Такой опыт неоценим для гонщиков. Очень не хотелось бы набираться опыта, попав самому в
такую ситуацию, но надо быть готовым к ней.
21 марта 2009 г.
|